Зачем я учитель

Эссе
«Зачем я учитель»
Передо мной лист бумаги, на котором я должна изложить свои размышления на тему «Зачем я учитель?»
В жизни каждого человека наступает момент, когда он задумывается над тем, какую профессию выбрал. Начинаешь думать о том, был ли это случайный выбор в твоей жизни или этому предшествовали разные события. Всю свою жизнь мы выбираем. Выбор может быть как правильным, так и ошибочным. Каждый день мы задаем себе множество вопросов: как поступить, найти правильное решение, как не ошибиться с выбором и достичь поставленной цели? Порой, от нашего решения зависит вся наша жизнь! Это касается и выбора профессии.
Зачем я учитель? Вопрос очень сложный и многогранный. Отвечая самой себе на данный вопрос, вспоминаю свои школьные годы. Я родилась и выросла в военном городке,  где и заканчивала среднюю школу. В те годы в нашей школе, можно сказать, сложилась традиция: большинство мальчиков поступали в военные училища, а девочки в медицинский или педагогический институт. Так было и с нашим выпуском. Успешно сдав экзамены в 10 классе, а затем вступительные экзамены, семь выпускниц нашего класса стали студентками педагогических институтов разных городов нашей страны. Несмотря на то, что у меня было несколько переломных периодов, когда я хотела стать то продавцом, то учителем, а родители меня видели только в медицинском, я остановила свой выбор на профессии педагога, решив стать учителем начальных классов и поступила в педагогический институт. Наверное, каждый из нас, выбирая свой дальнейший путь, свою профессию, ориентируется на тех людей, которые рядом, которые влияют на наше восприятие жизни и чей опыт и умения вызывают восхищение. Так что ответ прост – меня и моих одноклассников окружали прекрасные педагоги, профессионалы, на которых нам хотелось быть похожими. Для меня все учителя нашей школы были образцом идеала, к которому нужно было стремиться. Они воплощали в себе мастерство своего дела и любовь к нам. Свою первую учительницу Ухаботину Галину Константиновну я вспоминаю до сих пор. Вспоминаю те минуты, которые она нам посвящала. Она была довольно строгой и рассудительной, достаточно требовательной и в меру доброй. Она воспитывала в нас любовь и доброту к миру, к людям.
Поступив в педагогический институт, я была рада, что приблизилась к тому, чтобы стать учителем. Студенческие годы пролетели незаметно. Судьба распорядилась так, что после окончания института я стала мамой и только через пять лет вернулась в школу. Оказалось, что институт не выпускает «готовых учителей», которыми мы, выпускники, себя считали. Это я поняла, как только переступила порог школы. Для меня первый год работы выдался очень сложным. Были первые разочарования. Часто задавала себе вопрос: «Зачем я учитель?!» Класс не из легких, а если не справлюсь? Но опытные коллеги Нина Дмитриевна Зинченко, Нелли Павловна Данилей, Ольга Петровна Чеботарева протянули мне руку помощи: давали советы, помогали в составлении моих первых уроков, что значительно помогало преодолевать страх и препятствия перед новым и неопробованным. Они стали моими наставниками, которые помогли мне овладеть методикой преподавания, и добрыми друзьями, направлявшими мои первые шаги на нелегком пути учителя.
Зачем я учитель?.. снова задумалась я, когда готовилась к конкурсу «Учитель года». Учитель начальных классов – профессия особая. Любовь – определяющее качество этой специальности. Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса. Чтобы быть учителем, нужно, в первую очередь, любить детей, радоваться им и с ними, сочувствовать, сопереживать их невзгодам и радостям. Дети – особый, необыкновенный мир — непредсказуемый шквал эмоций, чувств, настроений! Души их открыты, они готовы впитывать как хорошее, так и плохое. На мой взгляд, профессия учителя всегда разнообразна, она раскрывается каждый день по-новому, открывая все новые краски. Я веду маленького человечка, как в новые знания, так и в жизнь. Я учу его не только читать, писать, но делюсь с ним своим опытом, стараюсь научить его быть лучше, добрее. За несколько лет начальной школы, мы с  учениками становимся близкими друг другу. При этом я не только отдаю, но и сама учусь у детей, открывая для себя новые горизонты.
Зачем я учитель? Сейчас я точно могу ответить на этот вопрос. Я знаю, чему надо учить. Я знаю то, чему надо учить. Я знаю, как научить. Я понимаю, что эти знания нужны людям. Я вижу, что люди благодарны мне за мою работу. Я уверена, что мой труд полезен обществу. Теперь я абсолютно уверенно могу сказать: учитель – это не только урокодатель. Учитель – это состояние души, образ жизни, при котором школьные будни и праздники – это твоя жизнь. Я не работаю учителем, я живу учителем. Мне нравится каждый день общаться с детьми, находить в этом радость и удовлетворение, думать о них, сопереживать успехам и неудачам. Для меня главное, чтобы ребенок, уходя домой желал встретиться со мной вновь. Каждый день он должен уходить с победой. И если мои ребятишки работают с увлечением, помогая друг другу, если возвращаются домой довольные и ждут с нетерпением завтрашнего дня – это показатель успешности моего учительского труда. Я стала учителем, потому что всегда этого хотела. Я остаюсь учителем, потому что школьный мир – мой мир, моя судьба и моё счастье.

Крохина Елена Вячеславовна,
победитель ПНПО «Образование» 2006 г.