Эссе
«Зачем я учитель»
В жизни каждого человека наступает момент, когда он задумывается над тем,
какую профессию выбрал. Начинаешь думать о том, был ли это случайный выбор в
твоей жизни или этому предшествовали разные события. Всю свою жизнь мы выбираем. Выбор
может быть как правильным, так и ошибочным. Каждый день мы задаем себе
множество вопросов: как поступить, найти правильное решение, как не ошибиться с
выбором и достичь поставленной цели? Порой, от нашего решения зависит вся наша
жизнь! Это касается и выбора профессии.
Зачем я учитель? Вопрос
очень сложный и многогранный. Отвечая самой себе на данный вопрос, вспоминаю свои школьные годы.
Я родилась и выросла в военном городке,
где и заканчивала среднюю школу. В те годы в нашей школе, можно сказать,
сложилась традиция: большинство мальчиков поступали в военные училища, а
девочки в медицинский или педагогический институт. Так было и с нашим выпуском.
Успешно сдав экзамены в 10 классе, а затем вступительные экзамены, семь
выпускниц нашего класса стали студентками педагогических институтов разных
городов нашей страны. Несмотря на то, что у меня было несколько переломных
периодов, когда я хотела стать то продавцом, то учителем, а родители меня
видели только в медицинском, я остановила свой выбор на профессии
педагога, решив стать учителем начальных классов и поступила в педагогический институт. Наверное,
каждый из нас, выбирая свой дальнейший путь, свою профессию, ориентируется на
тех людей, которые рядом, которые влияют на наше восприятие жизни и чей опыт и
умения вызывают восхищение. Так что ответ прост – меня и моих одноклассников окружали
прекрасные педагоги, профессионалы, на которых нам хотелось быть похожими. Для
меня все учителя нашей школы были образцом идеала, к которому нужно было
стремиться. Они воплощали в себе мастерство своего дела и любовь к нам. Свою
первую учительницу Ухаботину Галину Константиновну я вспоминаю до сих пор. Вспоминаю
те минуты, которые она нам посвящала. Она была довольно строгой и
рассудительной, достаточно требовательной и в меру доброй. Она воспитывала в
нас любовь и доброту к миру, к людям.
Поступив в педагогический институт,
я была рада, что приблизилась к тому, чтобы стать учителем. Студенческие
годы пролетели незаметно. Судьба распорядилась так, что после окончания
института я стала мамой и только через пять лет вернулась в школу. Оказалось,
что институт не выпускает «готовых учителей», которыми мы, выпускники, себя
считали. Это я поняла, как только переступила порог школы.
Для меня
первый год работы выдался очень сложным. Были первые разочарования. Часто
задавала себе вопрос: «Зачем я учитель?!» Класс не из легких, а если не
справлюсь? Но опытные коллеги Нина Дмитриевна Зинченко, Нелли Павловна Данилей,
Ольга Петровна Чеботарева протянули мне руку помощи: давали советы, помогали в
составлении моих первых уроков, что значительно помогало преодолевать страх и
препятствия перед новым и неопробованным. Они стали моими наставниками, которые
помогли мне овладеть методикой преподавания, и добрыми друзьями, направлявшими
мои первые шаги на нелегком пути учителя.
Зачем я учитель?.. снова задумалась я, когда готовилась к конкурсу «Учитель
года». Учитель начальных классов – профессия особая. Любовь – определяющее
качество этой специальности. Педагог
без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса. Чтобы быть учителем, нужно, в
первую очередь, любить детей, радоваться им и с ними, сочувствовать,
сопереживать их невзгодам и радостям. Дети – особый, необыкновенный мир —
непредсказуемый шквал эмоций, чувств, настроений! Души их открыты, они готовы
впитывать как хорошее, так и плохое. На мой взгляд, профессия учителя всегда
разнообразна, она раскрывается каждый день по-новому, открывая все новые краски.
Я веду маленького человечка, как в новые знания, так и в жизнь. Я учу его не
только читать, писать, но делюсь с ним своим опытом, стараюсь научить его быть
лучше, добрее. За несколько лет начальной школы, мы с учениками становимся близкими друг другу. При
этом я не только отдаю, но и сама учусь у детей, открывая для себя новые
горизонты.
Зачем я учитель? Сейчас я точно могу ответить на этот вопрос. Я знаю, чему надо учить. Я знаю то, чему надо учить. Я знаю, как научить. Я понимаю, что эти знания нужны людям. Я вижу, что люди благодарны
мне за мою работу. Я уверена, что мой труд полезен
обществу. Теперь я абсолютно уверенно могу сказать: учитель – это не только
урокодатель. Учитель – это состояние души, образ жизни, при котором школьные
будни и праздники – это твоя жизнь. Я не работаю учителем, я живу учителем. Мне
нравится каждый день общаться с детьми, находить в этом радость и удовлетворение,
думать о них, сопереживать успехам и неудачам. Для меня главное, чтобы ребенок,
уходя домой желал встретиться со мной вновь. Каждый день он должен уходить с
победой. И если мои ребятишки работают с увлечением, помогая друг другу, если
возвращаются домой довольные и ждут с нетерпением завтрашнего дня – это
показатель успешности моего учительского труда. Я стала учителем, потому что
всегда этого хотела. Я остаюсь учителем, потому что школьный мир – мой мир, моя
судьба и моё счастье.
Крохина Елена
Вячеславовна,
победитель
ПНПО «Образование» 2006 г.